СОГЛАСОВАНО
Начальник управления
образованием администрации
муниципального
образования
|он
f^N p.0. Богунова
2022 г.
Шостак Подписано
цифровой
Людмила подписью:
Шостак Людмила
Ивановн Ивановна
Дата: 2022.05.16
а
09:33:15 +03'00'
протокол педагогического
совета №4 от 16.05.2022 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида № 13
на 2022-2026 годы
2022 год
2
Содержание программы
Введение
…………………………………………………………………………………. 3
1. Паспорт Программы
…………………………………………………….….…..… 5
2. Информационная справка ……………………………………..………………... 7
3. Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных возможностей
перехода на современную модель дошкольного образования …………….……9
3.1. Анализ результатов образовательного процесса
………………............. 10
3.2 Анализ материально-технических и финансовых ресурсов ДОУ
………13
3.3 Анализ кадрового состава и условий труда работников
……… …… …14
3.4. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды,
ресурсных возможностей
……………………………………………………......... 16
3.5. Определение возможных путей решения проблем
………………………18
4. Концепция развития ДОУ
…..……………………….…………….............. 19
4.1. Модель педагога детского сада (как желаемый результат)
………… 27
4.2. Эталонная модель выпускника дошкольной образовательной организации
(как желаемый результат)
…… ………………………………………...………… 29
4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат) …… ………...29
4.4. Стратегия развития дошкольной образовательной организации …...… 30
4.5. Механизм реализации Программы развития
……………………………… 31
4.6.Критерии оценки эффективности и реализации Программы развития
ДОУ
…………………………………………………………………………................ 31
5. Основные направления Программы развития ДОУ
……………...……… 34
6. Ожидаемые результаты ………………………………………………………… 41
3
Введение
Целевыми установками образовательной политики государства на
современном этапе стало осуществление комплекса мероприятий,
направленных на повышение качества образовательной услуги, рост
профессиональной компетентности педагога – как основного ресурса развития
системы образования. Эффективное решение этих задач возможно только в
учреждении, готовом работать в инновационном режиме, конкурентоспособном
на рынке образовательных услуг.
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа
исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности
внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей,
потребности родителей воспитанников в образовательных услугах, а также с
учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации программы.
Приняв за основу идею самоценность дошкольного периода детства, мы
считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух
взаимосвязанных направлениях - подготовка ребенка к будущей жизни и забота
о его полноценном детстве.
При разработке программы был использованы мониторинг состояния
деятельности учреждения, SWOT-анализ Совокупность результатов этих
методов составляют общий результат программы.
Для разработки Программы развития была создана творческая группа,
деятельность которой включала несколько этапов:
• Анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ, соответствие его
результативности современным требованиям) и внешней среды (анализ
образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном
уровне и анализ социального заказа микросоциума).
• Разработка концепции образовательного учреждения, которая включает в
себя: миссию ДОУ, его философию, образ педагога и выпускника ДОУ.
• Определение стратегических целей и задач.
• Разработка социально-педагогических проектов.
Кроме этого деятельность творческой группы основывалась на
следующих принципах:
- Принцип системности означает, что все элементы образовательного
учреждения взаимосвязаны и их деятельность направлена на достижение
общего результата.
- Принцип участия, т.е. каждый сотрудник ДОУ должен стать участником
проектной деятельности, планы (проекты) дошкольного учреждения становятся
личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на
участие в общей деятельности, что сказывается на качестве конечного
результата.
- Принцип непрерывности. Процесс планирования и проектирования в ДОУ
осуществляется педагогами постоянно, разработанные проекты непрерывно
приходят на смену друг другу.
4
- Принцип гибкости заключается в придании проектам и процессу
планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.
- Принцип точности. Проекты должны быть конкретизированы и
детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние
условия деятельности ДОУ.
Основное предназначение программы
- Определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной
деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для
достижения поставленных целей развития ДОУ.
- Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного
учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для
полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в
образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, а так же на
оказание качественной коррекционной помощи детям, имеющим нарушения в
речевом и психическом развитии.
- Определение направлений и содержания инновационной деятельности
учреждения.
- Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового,
научно-методического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его
с целями и действиями деятельности ДОУ.
- Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма
всех субъектов образовательной деятельности ДОУ.
Качественные характеристики программы
Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее
значимых проблем для будущей (перспективной) системы образовательного и
коррекционно-образовательного процесса детского сада.
Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и
планируемых действиях не только настоящие, но и будущие требования к
дошкольному учреждению. Наряду с этим просчитываются и риски,
возникновение которых возможно при реализации программы, намечается
соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых
она будет реализоваться.
Рациональность - программой определены цели и способы получения
максимально возможных результатов.
Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между
желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их
достижений.
Целостность - наличие в программе всех структурных частей,
обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели
(проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план
действий и предполагаемые результаты).
5
Контролируемость - в программе определены конечные и
промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми,
сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального и местного уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не
глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей
детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического
коллектива, социума и родителей.
1. Паспорт Программы
Основания для
разработки
программы
Федеральный
закон
Российской
Федерации
«Об
образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ);
Национальный проект «Образование» на 2019-2024 гг. (утв.
президиумом
Совета
при
Президенте
РФ
по
стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018 г. № 16);
Федеральный закон о внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся (принят Госдумой
22.07.2020 г., одобрен Советом Федерации 24.07.2020 г.);
Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного
образования» (утв. приказом Министерства просвещения
РФ от 31 июля 2020 г. № 373);
Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные
характеристики
должностей
работников образования» (утв. приказом Министерства
здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010
г. № 761н);
Профессиональный стандарт педагога (педагогическая
деятельность в сфере до-школьного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель) (Приказ Министерства труда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н);
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17
октября 2013 г. №1155);
Устав МБДОУ д/с ОВ № 13
Назначение
программы
Программа развития предназначена для определения
перспективных направлений развития образовательного
учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий
период.
В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы
6
Проблема
Сроки реализации
программы
Название
Авторы
Цель
Задачи
главные направления обновления содержания образования
и организации воспитания, управление дошкольным
учреждением на основе инновационных процессов.
Развитие дошкольного образовательного учреждения в
условиях
реализации
новой
государственной
образовательной политики, основными ориентирами
которой
являются:
формирование
российской
идентичности; создание условий для сохранения,
приумножения культурных и духовных ценностей народов
России; понимание зависимости изменения качества
человеческого ресурса от изменения качества образования;
становление открытой, гибкой и доступной системы
образования.
Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский
сад детей, отрицательно сказывается на получении ими
качественного образования
Недостаточная готовность и включённость родителей в
управление
качеством
образования
детей
через
общественно — государственные формы управления.
Необходимость интенсификации педагогического труда,
повышение его качества и результативности педагогов к
применению современных образовательных технологий.
Необходимость
создания
сферы
дополнительных
образовательных услуг (в том числе платных)
Программа реализуется в период 2022-2026 гг.
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада общеразвивающего
вида № 13 на 2022-2026 г
Заведующий Шостак Людмила Ивановна
Рабочая группа педагогов ДОУ
Создание в детском саду системы интегративного
образования, реализующего право каждого ребенка на
качественное и доступное образование, обеспечивающее равные
стартовые возможности для полноценного физического и
психического развития детей, как основы их успешного обучения
в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
1. Повышение
эффективности
использования
средств
информатизации в образовательном процессе.
2. Совершенствование
материально-технического
и
программного обеспечения.
3. Сохранения, приумножения культурных и духовных
ценностей народов России, семейных традиций.
4. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у
родителей, педагогов, воспитанников ответственности в
виде сохранения собственного здоровья.
5. Введение дополнительного образования, как совокупности
услуг, доступных для широких групп воспитанников
6. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с
7
Финансовое
обеспечение
программы
Ожидаемые
результаты:
Адрес сайта в
Интернете
Руководитель
детским садом
рациональное использование бюджета
спонсорская помощь, благотворительность
внебюджетные источники
оказание платных услуг
участие в целевых программах муниципального и краевого
уровня
повышение
компетентности
педагогов
в
области
применения
информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ)
внедрение информационных технологий в образовательный
процесс
создание базы методических разработок с использованием
ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в
условиях ДОУ
укрепление здоровья детей, развитие потребности ЗОЖ
доступность системы дополнительного образования
сформировать качественные ключевые компетенции,
способствующие успешному обучению ребёнка в школе
создание системы управления учреждением, способной
повысить качество образования дошкольников, расширить
долю внебюджетного финансирования
повышение педагогической культуры родителей
повышение уровня материально-технической оснащенности
учреждения
http:// 13mdou.ukit.me/
Заведующий Шостак Людмила Ивановнател.8(86168) 38-2-38
2. Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 13 находится по адресу: 352026,
Краснодарский край, Кущевский район, п.Комсомольский, ул. Центральная,
14.
МБДОУ д/с ОВ №13 является юридическим лицом, имеет печать, штамп
со своим наименованием. Осуществляет свою деятельность в соответствии с
Законом РФ «Об образовании», ФГОС, Уставом дошкольного образовательного
учреждения.
Дошкольное учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность
(№ 05273 от 08.02.2013 г.). Устав дошкольного учреждения утвержден
приказом УО администрации МО Кущевский район от 16.09.2020 года.
Детский сад расположен в двухэтажном здании, в котором размещаются
разновозрастные группы. В здании находятся пищеблок и прачечная с набором
помещений, соответствующим СанПиН. В детском
саду
имеются
дополнительные
помещения:
музыкально-спортивный
зал,
комната
«Кубанского быта», «Комната Сказок», «Фито комната».
В настоящее время функционируют 2группы общеразвивающего вида:
-Ранняя разновозрастная- дети (от 1-4 лет)
8
- Дошкольная разновозрастная- дети (от 4 -7 лет)
Общая численность воспитанников – 47 человек.
В зависимости от потребности при ежегодном комплектовании количество
групп может меняться.
Площадь территорий детского сада огорожена и хорошо озеленена
различными породами деревьев, кустарников и многолетних цветов. На
территории расположены
прогулочные участки, которые оснащены
стационарным игровым оборудованием, отделены друг от друга зелеными
насаждениями.
На территориях имеется спортивная площадка, дорожка здоровья, огород,
фруктовый сад, фитоогород, цветники, «Водоемы с фонтанами», уголок леса со
сказочной избушкой, кубанское подворье, альпийская горка.
Режим работы учреждения – 10,5 часов (с 7.00 до 17.30)
МБДОУ расположен в ближайшем окружении социальных партнеров:
МБОУ ООШ № 32, КДЦ п. Комсомольский, поселковый музей «Боевой
Славы», фельдшерский пункт п. Комсомольский, с которыми заключены
договора.
МБДОУ д/с ОВ № 13 осуществляет преемственность в работе с МБОУ
ООШ №32 с целью мотивационной, психологической, физической готовности
ребёнка к школьному обучению.
Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного
процесса является кадровое обеспечение.
В детском саду работают квалифицированные педагоги: 4 педагога имеют
среднее специальное педагогическое образование, один воспитатель – высшее.
Один педагог имеет первую квалифицированную категорию. Два педагога
аттестованы на соответствие занимаемой должности, прошли курсовую
переподготовку по работе в условиях ФГОС.
В ДОУ реализуются:
- программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой (2020 год);
- Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
«Ладушки (Ясельки) (под редакцией И. Каплуновой, И Новоскольцевой, 2010 г.
- Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного
возраста» (под редакцией Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина .
Коллектив активно участвует в муниципальных, краевых мероприятиях.
Педагоги ДОУ принимали участие в различных конкурсах, имеют
сертификаты, грамоты и дипломы. Активно принимают участие в работе
муниципальных методических объединениях и семинарах.
Специалисты ДОУ взаимодействуют с семьями родителей при помощи
Пропаганды педагогических знаний;
Индивидуальных занятий и консультаций с педагогом-психологом;
Совместных мероприятий.
Реализация программы предполагает активное взаимодействие ДОУ со
следующими учреждениями:
Управлением образования администрации МО Кущевский район
9
МКУ ЦРО УО администрации МО Кущевский район
Дошкольными учреждениями администрации МО Кущевский район
МБУ ООШ № 32 п. Комсомольский
КДЦ п.Комсомольский
Библиотекой п. Комсомольский
поселковый музей «Боевой Славы»,
фельдшерский пункт п. Комсомольский
Коллектив детского сада в течение последних лет уделял внимание
следующим проблемам:
- формирование основ экологической культуры, доступных пониманию
детей;
- совершенствование условий для физического развития детей;
- поднятие на более высокий уровень работы по развитию связной речи;
- формирование осознанных навыков поведения, ориентированных на
моральные ценности, через традиции семьи;
- создание условий для продуктивной опытно – экспериментальной
деятельности детей.
В работе коллектива ДОУ приоритетными стали следующие направления:
- художественно – эстетическое развитие детей через восприятие природы
и окружающей среды, знакомство с природными и предметными реалиями, то
есть «красота спасет мир»;
- обеспечение психологического благополучия и физического развития;
- развитие творческих способностей: «Творчество – это умение жить».
3. Проблемный анализ деятельности ДОУ и потенциальных
возможностей перехода на современную модель дошкольного образования
Образовательная политика государства и социальный заказ современной
семьи выдвигают к образовательному учреждению современные требования,
которые предполагают системные изменения в содержании образования,
управлении, кадровом ресурсе, внешних связях.
Образовательная политика и социальный заказ дают основания для
анализа жизнедеятельности детского сада, выявления его сильных и слабых
сторон.
Деятельность ДОУ в режиме развития — целенаправленный,
закономерный, непрерывный процесс перехода учреждения в качественно
новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией,
культурно-творческой направленностью и использованием постоянно
расширяющегося потенциала развития.
Анализ жизнедеятельности ДОУ за период 2017-2022 гг. строится на
базовой структуре ДОУ:
- использование новых форм работы с детьми, направленных на
реализацию индивидуального подхода;
- привлечение в ДОУ других специалистов – учителей, музыкантов,
работников искусства, психологов, врачей диспансеров и поликлиник
10
- проведение специальных мероприятий по созданию положительного
психологического климата в коллективе.
3.1 Анализ результатов образовательного процесса
Особое внимание уделяется в детском саду созданию здоровье
сберегающей среды.
Целенаправленная физкультурно-оздоровительная работа позволила нам
достичь положительных результатов в снижении уровня заболеваемости
дошкольников.
Все дети наблюдались в течение учебного года, как и в предыдущие годы,
врачами поликлиники. Все дети ДОУ 1 раз в год проходят углубленный
медицинский осмотр с привлечением специалистов узкого профиля. Все случаи
острой заболеваемости по обращаемости и справкам из поликлиники и
стационаров регистрируются медсестрой. В конце каждого года эти сведения
обобщаются.
Нами было изучено и проанализировано состояние здоровья детей ДОУ.
В результате отмечено, что при поступлении в детский сад 95% детей имеют
2-ю группу здоровья.
За последнее время ухудшение состояния здоровья детей разных
возрастных групп не отмечалось. Показатели заболеваемости ОРЗ и другими
инфекционными заболеваниями, за последние три года, не увеличились и
остались ниже, чем в регионе. Однако, на этапе дошкольного образования
отмечается выраженный рост частоты доклинических форм нарушения
здоровья, хронических заболеваний, нарушений физического развития и т. д.
Организовано в ДОУ рациональное сбалансированное питание детей,
которое осуществляется согласно разработанному 10-дневному меню.
Персонал пищеблока аттестован, прошел санитарно-гигиеническое
обучение. Для родителей с целью ознакомления оформлены стенды в каждой
возрастной группе детского сада с информацией о питании.
Деятельность
оздоровительно-образовательного
характера
систематическая и комплексная, отвечает потребностям ребенка в игре,
движении, в познании своих физических возможностей, самореализации.
Для сохранения здоровья ребенка ведется работа по объединению усилия
всех воспитывающих ребенка взрослых: родителей, воспитателей, медицинской
сестры, инструктора по физической культуре. Создаются условия для
приобщения детей к традициям и ценностям здорового образа жизни,
формирования привычки заботиться о своем здоровье. Даются знания, умения и
навыки валеологического характера для создания положительной мотивации к
охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Освоению культуры здоровья способствуют следующие условия,
созданные в ДОУ:
— развивающая предметно-игровая и физкультурно-оздоровительная
среда (в каждой группе есть физкультурный уголок);
11
— благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе
и детских группах;
— применение здоровьесберегающих технологий при реализации
образовательной программы;
— взаимодействие всех сотрудников ДОУ при решении задач
формирования у детей культуры здоровья;
— сотрудничество всех субъектов образовательного процесса.
Анализ педагогической работы показал, что только физически развитые и
практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира.
Из бесед с дошкольниками установлено, что у них формируется
осознанное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе
жизни, дети активны в самостоятельном процессе познания мира.
Дети имеют представления:
— о витаминах, полезных продуктах, правильном питании, их роли в
жизни человека;
— что такое витамины, в чем они содержатся и как влияют на здоровье;
— что такое правильное питание; какие продукты считаются полезными,
а какие — неполезными;
— что такое режим, гигиена и закаливание;
— что такое микробы и вирусы;
— какие бывают болезни, что их вызывает;
Необходимо дать более подробное представление таким понятиям, как:
— что такое здоровье и как его сберечь;
— какие органы есть у человека, как они «работают»;
— как заботиться о сердце;
— какой бывает вода, какая полезна для здоровья;
— как правильно оказать себе первую помощь;
— как предупреждать болезни (закаливание, вакцинация, здоровый образ
жизни)
— что такое аптека, для чего она нужна;
— что такое лекарственные растения.
Недостаточно четко выстроена работа с родителями по формированию
ответственности за сохранение здоровья у своих детей, которые зачастую
используют информацию из интернета не только с пользой, но и во вред
ребенку.
Отсутствует система работы по оздоровлению сотрудников ДОУ.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности:
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
12
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в ДОУ;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе (ФГОС ДО п.2.6.).
В ДОУ осуществляется психолого-педагогическое сопровождение
ребенка, обеспечивающее развитие индивидуальных особенностей. Ведется
работа по социально-эмоциональному развитию дошкольников, через
эстетический цикл. Дети приобщаются к миру других людей, сопереживая им и
подражая их поведению.
Изучение эмоционально-чувственной сферы ребенка ведется на основе
наблюдений его деятельности, общения. В наше время, когда растет нагрузка
на детей, очень важно научить их выражать чувства и эмоции, научить методам
эмоциональной разгрузки, научить понимать эмоциональное состояние других
людей, научить адекватно, выражать свое состояние. Для снятия
эмоционального напряжения детей, создания определенного настроения,
подобраны музыкальные записи. В группах разнообразная развивающая среда и
комфортная обстановка. В ДОУ и на территории также создана развивающая
среда с учетом интересов и потребностей детей.
В детском саду свободный выбор детям обеспечен в игровой и в
самостоятельной
деятельности.
Реализуется
элементарное
правовое
просвещение родителей, сотрудников, детей, направленное на расширение
правовой осведомленности. Педагоги побуждают детей всех возрастов
проявлять активный познавательный интерес к миру, своему окружению;
способствует усвоению норм и правил поведения, развитию чувств
ответственности.
Технология формирования осознанного выбора еще недостаточно хорошо
отработана.
Индивидуализация образовательного процесса, включая предметнопространственную среду, не носит системный характер, т.к. происходит
омолаживание педагогического коллектива.
Наличие в ДОУ родителей (законных представителей) с потребительским
отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с
пассивным отношением к участию в мероприятиях, в управлении ДОУ;
Ограниченные возможности вариативных форм работы в ДОУ
(финансирование, помещения для многофункционального функционирования).
SWOT-анализ состояния внутренней среды ДОУ
Положительное влияние
Сильные стороны
Отрицательное влияние
Внутренняя среда
Слабые стороны
13
- Наличие в ДОУ лицензированного - Низкий уровень осведомленности родителей
медицинского
кабинета, в области здорового образа жизни, отсутствие
укомплектованность
компетентными инициативы
участия
в
воспитательномедицинскими кадрами;
образовательном процессе;
Утверждена
образовательная - Недостаточный опыт работы педагогапрограмма с учетом особенностей ДОУ и психолога;
социума,
в
основе
планирования - Недостаточное использование педагогами
воспитательно-образовательной работы – ИКТ
анализ
условий,
потребностей,
особенностей ДОУ;
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
Возможность
постоянного - Нестабильная политическая и экономическая
медицинского сопровождения детей, обстановка в стране, влекущая за собой
ведение
профилактической
работы, сокращение бюджетного финансирования
пропаганды здорового образа жизни сферы образования.
специалистами поликлиники;
- Отсутствие градообразующих предприятий на
- Возможность осуществления тесного территории администрации, способных оказать
контакта со школой, учреждениями материальную поддержку;
- Отрицательное влияние интернета на
культуры (клуб, библиотека)
педагогическую компетентность родителей.
3.2 Анализ материально-технических и финансовых ресурсов ДОУ
Состояние
материально-технической
базы
ДОУ
соответствует
педагогическим требованиям, современному уровню образования и
санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной
среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического,
художественно-эстетического, познавательного, речевого и социальнокоммуникативного развития детей.
Предметно-развивающая среда в ДОУ создается в соответствии с ФГОС
ДО и ОП детского сада. Постоянно модернизируется согласно потребностям и
возможностям детей и родителей, соответствует всем требованиям
безопасности. Групповые оснащены игровым оборудованием согласно
требованиям программы.
Степень оснащенности ДОУ игровым и учебным оборудованием,
хозяйственным оборудованием и инвентарем, необходимыми помещениями,
позволяет обеспечить его функционирование, реализовать все поставленные
программные задачи.
Имеется в наличие необходимый набор исправных технических средств,
позволяющих организовывать для детей интересные познавательные занятия с
использованием ИКТ, облегчающих условия труда работников ДОУ;
Средний объем бюджетного финансирования за последние три года
позволил улучшить материально-техническую базу, привести ее в соответствие
современным требованиям. Для оснащения педагогического процесса были
приобретены компьютер, проектор с экраном.
14
Внебюджетное финансирование (30% от поступления родительской платы)
за последние три года, в полном объеме, использовалось на приобретение
необходимых средств по присмотру и уходу. Это позволило качественно и
бесперебойно обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологического
режима учреждения (приобретение чистящих, моющих, дезинфицирующих
средств и средств личной гигиены).
Объемы бюджетного и внебюджетного финансирования значительно
выросли с вводом подушевого финансирования.
SWOT-анализ материально-технических и финансовых ресурсов ДОУ
Положительное влияние
Отрицательное влияние
Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
Обеспеченность
учреждения - Не достаточный уровень оснащения учебного
оборудованием для оказания услуги по процесса, предметно-развивающей среды;
присмотру и уходу на 100%.
- Нет дополнительных платных услуг.
Увеличение
контингента
воспитанников, что влечет увеличение
бюджетного
(подушевого)
и
внебюджетного (родительская плата)
финансирования.
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
- Введение подушевого финансирования - Нестабильная политическая и экономическая
- Улучшение благосостояния населения, обстановка в стране, влекущая за собой
в связи с появлением потенциального сокращение бюджетного финансирования
работодателя
на
территории сферы образования.
п.Комсомольский.
- Состояние социума, низкий уровень жизни
семей делает платные дополнительные услуги
маловостребованными.
3.3 Анализ кадрового состава и условий труда работников
Анализируя профессиональный уровень по квалификационным
категориям, хотелось бы видеть в перспективе педагогические кадры только с
первой и высшей категорией.
Педагогический
коллектив
ДОУ
мобильный,
продуктивный,
работоспособный, в нем заложены большие потенциальные возможности. В
дальнейшем планируется повысить образовательный и квалификационный
уровень воспитателей и специалистов дополнительного образования, с учетом
новых требований и новых законодательных документов.
Средний возраст педагогов – 40 лет. А это значит, что в коллективе
самым благоприятным образом сочетается молодой задор, уверенность
зрелости и опыт мудрости. Команда единомышленников, педагоги в
15
содружестве с родительской общественностью и социальными партнерами
способны решать задачи модернизации образования в рамках современных
требований, определять стратегию развития ДОУ как инновационного
образовательного учреждения.
Администрация ДОУ регулярно направляет педагогов на курсы
повышения квалификации. В детском саду разработан план переподготовки
педагогических кадров, который ежегодно реализуется.
Динамика социально-психологического климата в коллективе за
последние годы неоднородна. В связи с приходом новых сотрудников
продолжается фиксироваться процесс становления и самоутверждения.
Объединяющим фактором является не только уровень профессионализма, но и
личностные качества сотрудников, умение общаться, снимать психологическую
нагрузку. Педагоги стажисты готовы делиться своим опытом и оказывать
поддержку молодым специалистам. В ДОУ созданы традиции, полноценное
пространство и система комплексного сопровождения индивидуального
развития ребенка:
-насыщенное и безопасное развитие и существование детей,
-взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве,
-приоритет развивающих и воспитательных задач
Все это свидетельствует о положительной работе администрации,
направленной на личностно-профессиональный рост всего коллектива
SWOT-анализ состояния кадров ДОУ
Положительное влияние
Отрицательное влияние
Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
- Полная укомплектованность штата - Старение педагогических кадров ДОУ и их
ДОУ.
профессиональное выгорание.
- Наличие в штате узких специалистов - Уровень квалификации педагогов – 80 %
необходимых для реализации целей и педагогов имеют специальное образование по
задач Программы развития.
профилю
Уровень
профессиональной «педагогика дошкольного образования».
подготовки помощников воспитателя
соответствует
квалификационным
требованиям
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
Возможность
повышения - Нестабильная политическая и экономическая
квалификации педагогических кадров за обстановка в стране, влекущая за собой
счет увеличения объема внебюджетного сокращение бюджетного
финансирования
финансирования.
сферы образования.
- Возможность профилактики риска - Падение уровня квалификации педагогов изнеукоплектованности штата и снижения за снижения мотивации к профессиональному
уровня квалификации кадров за счет развитию
материального стимулирования
16
3.4. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды,
ресурсных возможностей.
Необходимость разработки данной Программы развития определяется
действием как внешних, так и внутренних факторов.
Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ,
ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и
воспитательных целях ДОУ. Эта стратегия модернизации задает новые
требования. В первую очередь, главным результатом образования должна стать
его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены
в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в
ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и
помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие
приоритетные взаимосвязанные задачи:
- обеспечение доступности дошкольного образования, равных
стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом
потребностей и возможностей социума;
- достижение нового современного качества дошкольного образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников
образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой государственно-общественной
системы и повышения роли всех участников образовательного процесса дошкольника, педагога, родителя, образовательного учреждения.
- системы поддержки талантливых детей.
Смена парадигмы образования от традиционной к личностно
ориентированной,
переход
образования
на
новые
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
требуют
от
ДОУ
совершенствования, изменения; от каждого педагога - становление его как
профессионала, глубоко знающего свою работу и легко ориентирующегося в
инновациях, психологических процессах, владеющего современными
технологиями.
Вместе с тем, в стандартах определены требования к установлению норм
и положений, обязательных при реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования условиям, которые учитывают:
- программы дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
- развитие новых форм и механизмов осуществление экспертизы
образовательной деятельности (мониторинг).
Таким образом, современная образовательная политика федерального и
регионального уровней дает понимание требований к условиям
жизнедеятельности в образовательном учреждении, и определяет компоненты
конечного результата как компетенции выпускника ДОУ.
17
Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный
заказ микросоциума, который выглядит следующим образом:
Требования к компетенциям выпускника ДОУ
• Готовность к выбору
• Современное системное и проектное мышление
• Коммуникативные компетенции
• Толерантность
• Развитие индивидуальности
• Мобильность и готовность обучаться в течение всей жизни
• Правовая культура
• Гражданская позиция
• Ответственное отношение к здоровью
• Эмоционально-комфортное состояние
Требования к условиям в образовательном учреждении.
• Здоровьесбережение всех участников образовательного процесса
• Преемственность
• Открытость ДОУ
• Участие общественности в системе оценки качества образования
• Непрерывное повышение профессионального уровня сотрудников
• Инновационность
• Система поддержки талантливых детей.
Данные по результатам проведенного в ДОУ анкетирования и опроса
родителей показали, что современный детский сад должен быть:
• современно оснащен и эстетически привлекателен - 83%;
• с комфортными психолого-педагогическими условиями - 59%;
• с высоким профессионализмом сотрудников - 88%;
• с индивидуальным подходом к ребенку - 82%;
• с качественной подготовкой к школе - 99%;
• с использованием современных программ и технологий (включая
здоровьесбережение) - 91%.
Кроме этого, родителей готовы участвовать в жизни ДОУ, большинство
из них (84%) хотят быть непосредственными помощниками в
жизнедеятельности группы, но ссылаются на недостаток времени, 3% - хотели
бы выступить в роли советников, 47% - готовы участвовать в оценке
образовательных услуг.
В целом проведенные исследования показали, что многие родители
владеют достаточными психолого-педагогическими знаниями, но часто эти
знания не систематизированы, без учета возрастных особенностей, иногда
носят спорный характер, т.к. источником является, в основном, интернет. Это
означает, что требования таких родителей высоки, но без учета стандартов
дошкольного образования, поэтому им необходима компетентная и адекватная
информационно-консультативная помощь.
Однако есть родители, которые не смогли четко сформулировать свои
требования и ожидания к детскому саду. Мы это понимаем, как то, что уровень
информированности данных родителей о жизнедеятельности ДОУ и его
18
возможностях не позволяет им воспринимать нас как квалифицированных
консультантов и помощников при решении проблем воспитания ребенка.
Значит, одной из задач детского сада является повышение информированности
и заинтересованности родителей.
3.5. Определение возможных путей решения проблем
Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к
процессу и условиям, отмечая факторы роста инновационной деятельности
ДОУ, необходимы системные изменения в образовательном учреждении и в
формировании компетенций выпускника ДОУ.
Наиболее актуальными проблемами в ДОУ являются:
- правовая культура всех участников образовательного процесса не в полной
мере соответствует современным требованиям и не всегда обеспечивает их
правовое поведение.
- система работы с информацией и использование ИКТ ресурсов не в полной
мере обеспечивает потребности детского сада и реализацию принципа
открытости.
- не в полной мере отработана система здоровьесбережения сотрудников.
- не у всех педагогов и специалистов достаточно высокий уровень
профессионализма и компетентности владения навыками исследовательской
работы.
- родительская общественность не достаточно включена в планирование и
оценку качества работы ДОУ.
- система работы со школой носит односторонний характер и не затрагивает
содержание образования.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы
развития ДОУ. Обновления и реконструкции образовательного процесса не
могут пройти одномоментно. Программа развития на 2016-2020 г.г. призвана
осуществить переход от актуального развития ДОУ к инновационному
постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности,
тем самым делая этот переход психологически комфортным для всех
участников педагогического процесса.
Направления
деятельности,
подвергшиеся
анализу
Возможные пути решения
Анализ
- ввести в работу с детьми эффективные технологии
результатов
(здоровьесохраняющие, здоровьеукрепляющие в гармоничном
охраны
и сочетании с педагогическими технологиями);
укрепления
совершенствовать,
корректировать
индивидуальные
физического и
образовательные программы с учетом динамики развития ребенка и
психического
возможностей ДОУ;
здоровья
- расширять возможности дополнительных оздоровительных услуг на
воспитанников
платной и бесплатной основе.
19
Анализ
- совершенствовать работу педагогического коллектива (искать
результатов
эффективные формы) по развитию у детей коммуникативных
образовательнавыков, интеллектуальных способностей, умений самостоятельно
ного процесса в усваивать знания и способы деятельности для решения новых задач
ДОУ
(проблем), поставленных как взрослым, так и самим собой,
способностей, предлагать
собственный замысел и самостоятельно воплощать его в
продуктивной деятельности;
- осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия
(индивидуально ориентированных) с родителями детей нового
поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания,
образования, оздоровления, развития детей, используя наряду с
живым общением (безусловно, приоритетным), современные
технологии (Интернетресурсы, участие в разработке и реализации
совместных педагогических проектов, участие в управлении ДОУ и
др.)
Анализ кадрового - создать условия для успешной аттестации и увеличения числа
обеспечения
педагогов и специалистов с первой квалификационной категорией,
образовательсоответствие занимаемой должности и полное исключение педагогов
ного процесса
без категории; перепрофилирование педагогических кадров;
- создать условия для стабильной работы педагогического коллектива
в режиме инновационного развития;
- профессионально и эффективно использовать в работе современные
технологии;
организовать
мероприятия,
способствующие
повышению
педагогической компетентности помощников воспитателей, обучить
их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества,
взаимопонимания.
Анализ
материально
– технического и
финансового
обеспечения ДОУ
изыскание дополнительных финансовых средств для осуществления
поставленных задач за счет привлечения спонсорских средств,
введения дополнительных платных услуг, участия ДОУ в грантовых
программах, конкурсах с материальным призовым фондом.
Угрозы (опасности):
- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс;
- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации
образовательной среды у отдельных педагогических работников;
- трудности в получении платных дополнительных услуг (часть контингента
воспитанников из неполных, материально необеспеченных, «неблагополучных»
семей);
- стереотипность мышления педагогов.
Раздел 4. Концепция развития ДОУ
20
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в
системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих
интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие
личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную
модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и
детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников
образовательных учреждений на творческое отношение к своей деятельности,
формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и
самостановлению.
В этой связи перед практическими работниками детского сада встала
задача создания единой системы образовательно-оздоровительного процесса,
построенной на интегративной основе. Должны быть разработаны не только
принципы целостного подхода к содержанию образования и оздоровления, но и
личностно-ориентированной
организации
педагогического
процесса,
направленного на оздоровление и развитие ребенка с проблемами здоровья.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг
ребенка,
обеспечивая
своевременное
формирование
возрастных
новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности,
творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление
личностной позиции, получение ребенком качественного образования как
средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения
и воспитания.
Методологическую
основу
концепции
составили
положения,
представленные в работах Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева,
А.В. Петровского, Ю.Ф. Змановского.
Проектирование
личностно-ориентированной
образовательнооздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых
ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся
личности, связывают образовательный процесс с социокультурным
окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в
оптимальном направлении.
Ведущими ценностями при разработке концепции для нас стали:
ценность здоровья, ценность развития, ценность детства и ценность
сотрудничества, которые, с одной стороны, выражают приоритеты
современной гуманистической педагогики, с другой стороны, выступают
содержанием целостного освоения мира ребенком.
Ценность здоровья требует создания в образовательном учреждении
условий для сохранения и укрепления здоровья детей (как физического, так и
психического), приобщение их к ЗОЖ, формирования основ физической
культуры и валеологической грамотности.
Ценность развития направляет внимание на построение развивающего
образовательного процесса, в котором актуализируются достижения и
жизненный опыт каждого ребенка, обеспечивается развитие индивидуальных
способностей и потребностей, формируется в условиях личностного выбора
готовность детей к саморазвитию и самообразованию.
21
Ценность детства акцентирует внимание на том, что детство – это
неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни,
особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием,
открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью,
готовностью к образованию. Специфика детства требует бережного
отношения к особенностям возрастного развития, к внутреннему миру
ребенка, а также создания условий для взаимодействия и взаимообогащения
детского и взрослого миров.
Ценность сотрудничества предполагает, что сотрудничество,
партнерство, диалог, гуманное отношение рассматриваются как основной
фактор образования и источник обновления образовательной системы.
Проектируемая нами модель образовательного процесса определяется
концепцией, основные идеи которой:
1. Право каждого ребенка, как на полноценное развитие, так и на оказание ему
помощи в соответствии с интеллектуальными особенностями.
2. Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его
уникальности и неповторимости.
3. Деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация
ФГОС,
современных
здоровьеформирующих
технологий)
и
его
организационных форм (новые формы дошкольного образования, комплекс
дополнительных образовательных услуг).
Миссия дошкольного учреждения
Реализация права каждого ребенка на качественное и доступное
образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного
физического и психического развития детей, как основы их успешного
обучения в школе.
Философия жизнедеятельности
Философия - это система смыслов и ценностей, которая определяет
жизнедеятельность ДОУ в целом и поведение каждого сотрудника.
Мы убеждены, что принятая нами философия обеспечит выполнение
миссии детского сада.
К ценностям детского сада относятся:
- Открытость, поддержка и сотрудничество. Педагоги в ДОУ делятся
опытом, информацией, идеями, открыто обсуждают проблемы и находят вместе
решения, их действия корректны и носят поддерживающий характер. Педагоги
и родители открыто делятся информацией, обсуждают проблемы, соблюдая
конфиденциальность
(комментарии
педагогов
корректны
и
носят
оптимистичный, позитивный характер), выстраивают профессиональные
взаимовыгодные связи, открыто обсуждают профессиональные проблемы и
оказывать поддержку и ищут пути их решении.
- Инновационность. Педагоги стремятся узнавать и осваивать новые,
современные технологии уместно, деликатно, квалифицированно их
интегрировать в жизнедеятельность ДОУ.
- Индивидуализация. Каждый участник образовательного процесса в ДОУ
рассматривается как уникальная, неповторимая, своеобразная личность со
22
своими особенностями, возможностями и интересами, поэтому мы стремимся
создавать условия для раскрытия потенциала и индивидуальных особенностей
каждой личности.
- Преемственность. Цели, задачи, содержание стиль взаимоотношения с
ребенком согласуются между педагогами ступеней образования и между
педагогами и специалистами ДОУ.
- Мобильность, гибкость – мы готовы изменять и совершенствовать
педагогическую практику, соответствовать потребностям и интересам семей,
расширять перечень образовательных услуг. Традиции и стили семейного и
общественного воспитания являются для нас равноценными и уникальный
опыт каждой из сторон используется для обогащения практики
воспитания в семье и ДОУ.
- Здоровье. Здоровье мы понимаем как гармонию психического,
физического и эмоционального состояния человека. Мы стремимся, чтобы
здоровый образ жизни стал стилем жизни каждого участника образовательного
процесса. Это обеспечивается здоровьесберегающими технологиями,
разработкой и реализацией новых программ и проектов.
- Профессионализм и высокое качество образовательных услуг. Педагоги
ДОУ стремятся в совершенстве овладеть профессиональными знаниями и
умениями.Это достигается непрерывным обучением и постоянным
повышением компетенций в разных формах.
4.1. Модель педагога детского сада (как желаемый результат)
Личность может воспитать только личность. Поэтому, в современных
условиях важное значение приобретает образ педагога детского сада.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в
будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада.
Профессионализм
воспитателя
• владеет основами необходимых знаний и умений согласно
нормативным документам;
• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических
концепциях обучения, воспитания и здоровьеформирования, использует
их как основу в своей педагогической деятельности;
• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей
своей группы;
• умело использует элементарные средства диагностики и коррекции
индивидуальных
особенностей
детей
при
реализации
дифференцированного подхода;
• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать
внимание детей на решение педагогических задач, используя личностноориентированную модель
взаимодействия с детьми;
• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
• умеет работать с техническими средствами обучения, видит
перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их
увлеченность познавательными и практическими заданиями, их
23
потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к
творческой переработке усвоенного материала;
• реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников и их родителей;
• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем
включения в него новых форм дошкольного образования, расширения
перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
Организационнометодические
умения
Личностные
качества
• использует в работе новаторские методики;
• включает родителей в деятельность, направленную на создание
условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их
детей; формирует у родителей позитивное отношение к овладению
знаниями педагогики и психологии;
• владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным
образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее
осуществление прогрессивных преобразований;
• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую
моральным нормам общества;
• обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на
переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью,
тактичностью;
• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство,
не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над
причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и
обучении детей;
• креативен;
• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и
личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
• ведет работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума
4.2. Эталонная модель выпускника дошкольной образовательной
организации (как желаемый результат)
Период от рождения до поступления в школу является возрастом
наиболее стремительного физического и психического развития ребенка,
первоначального формирования физических и психических качеств,
необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств,
делающих его человеком.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного
фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности.
Это позволит ему успешно овладеть видами деятельности и областям знаний на
других ступенях образования.
24
Модель выпускника ДОУ
Нравственный
потенциал
Познавательный
потенциал
• хорошо ориентированный в правилах культуры поведения;
• охотно вступает в общение с окружающими;
• проявляет чувство собственного достоинства, самоуважения;
• владеет элементарным самоконтролем;
• проявляет стремление к самостоятельности;
• сформировано умение оценивать свои и чужие поступки с
позиции общих ценностей.
• проявляет активный интерес к миру людей и предметов;
• любознателен;
• настойчив в поиске ответа на возникшие вопросы.
Физический
потенциал
• устойчивый интерес к физическим занятиям;
• точно и энергично выполнять движения;
• владеет элементарными навыками здорового образа жизни и
безопасного поведения;
• не подвержен частым простудным заболеваниям;
• сформированы основные гигиенические навыки и привычки.
Коммуникативный • сформированы основы культурного поведения;
•
умеет пользоваться способами мирного разрешения конфликтов;
потенциал
• гуманистическая направленность в поведении;
• выражает готовность к сотрудничеству;
• сформированы предпосылки вхождения в более широкий социум.
Творческий
• проявляет творчество в различных видах деятельности: играх,
изобразительной, речевой, музыкальной деятельности;
потенциал
• сформированы основы художественных способностей;
• развито воображение.
4.3. Модель будущего детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного
учреждения должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по
развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей от
1 до 7 лет, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
- обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени
школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и
семейного образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах
развития детей;
- личностно-ориентированную систему образования, характеризующуюся
мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью
подходов;
- расширение участия коллектива, родительского актива и представителей
социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих
решений относительно деятельности учреждения;
обновленную
нормативно-правовую,
финансово-экономическую,
материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого
развития новых форм дошкольного образования;
25
- четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и
ответственности всех субъектов образовательного процесса;
усиление
роли
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения всех субъектов образовательного процесса;
- принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами
предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения и
развития, возможность самостоятельного поведения.
Для создания модели современной дошкольной образовательной
организации необходим переход к образовательной модели с ведущим
фактором индивидуально-личностного и интерактивного взаимодействия.
Мы предполагаем, что в результате реализации Программы развития
должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:
- Обеспечение охраны и укрепления физического и психического здоровья
воспитанников на основе научно обоснованных современных технологий.
- Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание
условий для успешной социализации и гражданского становления личности
воспитанников.
- Развитие потенциала педколлектива и кадровое обновление.
- Совершенствование структуры управления ДОУ.
4.4. Стратегия развития дошкольной образовательной организации
Новая Программа развития направлена на создание таких условий
пребывания ребенка в ДОУ, чтобы ему хотелось не только пребывать в детском
саду, не только обучаться, но и получать радость от успеха своей деятельности,
быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих
педагогов, быть успешным.
Обновленное содержание образования потребует не только нового
подхода к оценке образовательных результатов воспитанников, но и
качественно иных ориентиров в оценке деятельности педагогов и специалистов,
уровня системы управления качеством
образования в ДОУ.
Цель: Создание в детском саду системы интегративного образования,
реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное
образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для
полноценного физического и психического развития детей, как основы их
успешного обучения в школе в условиях интеграции усилий семьи и детского
сада.
Задачи
1. Повышение эффективности использования средств информатизации в
образовательном процессе.
2. Совершенствование
материально-технического
и
программного
обеспечения.
26
3. Сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов
России, семейных традиций.
4. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей,
педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения
собственного здоровья.
5. Развитие системы управления ДОУ на основе повышения
компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом
4.5. Механизм реализации Программы развития
Механизмом реализации программы развития ДОУ является составляющие
ее мероприятия, направленные на решение поставленных задач.
Научно-методическое и организационное сопровождение реализации
мероприятий будут осуществлять рабочие группы, созданные из числа
администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей
общественных организаций и учреждений социального партнерства.
Мероприятия по реализации программы развития ДОУ включаются в
годовой план работы образовательной организации.
Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и
представляться через Публичный доклад заведующего ДОУ ежегодно.
4.6. Критерии оценки эффективности и реализации Программы
развития ДОУ
Программа развития ДОУ – это мощный и действенный инструмент,
призванный обеспечить гарантированный, экономичный и своевременный
переход ДОУ в новое качественное состояние, и одновременно как инструмент
обеспечивающий управление этим переходом. Оценить эффективность этого
перехода можно на остове анализа
- согласованности основных направлений и приоритетов программы с
федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми
документами в области образования.
- реализации учреждением ФГОС дошкольного образования.
- рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
- Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ.
- Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и
качеством предоставляемых ДОУ услуг.
Разработаны критерии оценки эффективности реализации программы:
Направления
Показатели
Эффективнос
ть
организации
образователь-
Согласованность
основных
направлений и
приоритетов
Способ получения
информации
Периодичн
ость
Программа развития
Ежегодно
ДОУ;
Годовой план работы;
Нормативно-правовые
Ответственн
ые
Заведующий,
27
ного процесса
в соответсвии
с направлениями
развития
Эффективность организации
методической
работы,
повышения
качества
педагогическ
ого труда
программы с
федеральными,
региональными и
муниципальными
нормативноправовыми
документами в
области образования
Степень
удовлетворенности
образовательными
услугами
всех участников
образовательного
процесса
Степень соответствия
полученных
результатов
социальнонормативные возрас
тные характеристики
возможных
достижений
ребенка на этапе
завершения уровня
дошкольного
образования (по
целевым показателям)
Общественный
рейтинг ДОУ:
- поступаемость детей
в ДОУ;
-подготовка
выпускников к школе;
- анализ адаптации
выпускников в школе;
- анализ успеваемости
выпускников по
итогам за 1 четверть.
Систематическое
обновление содержа
ния образования;
внедрение новых
программ и технологий
Повышение
профессионального
мастерства педагогов:
-курсовая подготовка;
-участие в работе
семинаров различных
уровней;
документы и
локальные
акты;
Образовательная
программа ДОУ
Анкетирование
Ежегодно
воспитатели
Анализ, наблюдения,
тестирование.
Ежегодно
пед. коллектив
ДОУ
Анализ результатов
Ежегодно
пед. коллектив ДОУ
Анализ деятельности
ежегодно
Заведующий
Анализ деятельности
отчеты педагогов
ежегодно
Заведующий
28
Эффективность
информационной базы,
материальнотехнического
обеспечения
Эффективность контроля
-проведение открытых
мероприятий;
-участие в работе
творческих групп;
-работа над
выбранной
методической темой
Наличие современных
компьютерных
информационных
носителей
-медиотека
- компьютерная база
данных
Обеспечение
педагогов
современной
методической
литературой
Освоение
современных технологий информатизации
образовательного
процесса
Соответствие системы
контроля
поставленным
задачам управления
Система поощрений
за качество работы
Анализ
Ежегодно
Заведующий
База данных
Ежегодно
Заведующий
Документация ДОУ
(внедрение в
образовательный
процесс)
Ежегодно
Заведующий
План-график
контроля
Ежегодно
Заведующий
Локальные
документы
(приказы)
Ежегодно
Заведующий
5. Основные направления Программы развития ДОУ
Развитие ДОУ продолжится в условиях новых образовательных стандартов
дошкольного образования в следующих направлениях:
№
п/п
1
1
Концептуальные
направления
2
Управление качеством
дошкольного
образования
Содержательные характеристики
3
Создание
системы
интегративного
образования,
реализующего право каждого ребенка на качественное и
доступное образование, обеспечивающее равные стартовые
возможности
для
полноценного
физического
и
психического развития детей, как основы их успешного
обучения в школе.
29
Усиление роли родителей и признание за ними права
участия при решении важнейших вопросов обеспечения
образовательного процесса («Родительский комитет»,
участие в «рабочих группах»)
2
Программное
Внедрение инновационных технологий, «портфолио»
обеспечение, методики, педагогов и воспитанников, проективной деятельности.
технологии
3
Информатизация
дошкольного
образования
Внедрение
информационных
технологий
образовательный и управленческий процесс
4
Духовно-нравственное
воспитание.
Толерантность
Формирование толерантных этнокультурных установок
старших дошкольников. Формирование гражданской
позиции всех субъектов образовательного процесса
5
Поддержка способных Организация дополнительного образования детей. Участие
и одаренных детей и в
конкурсах,
фестивалях,
мероприятиях
ДОУ,
педагогов
муниципального образования, краевого и федерального.
6
Здоровьесберегающие
технологии
Расширение спектра предоставляемых оздоровительных
услуг семьи, формирование культуры здорового образа
жизни
7
Безопасность
образовательного
процесса
Укрепление материально-технической базы детского сада
Построение динамичной, развивающей среды
8
Кадровая политика
Повышение профессионального мастерства педагогов,
обучение молодых специалистов, участие в конкурсном
движении
в
План мероприятий по выполнению задач стратегии развития ДОУ
направленных на решение основных задач:
1. Повышение эффективности использования средств информатизации в
образовательном процессе
№
1
Мероприятия
Этапы,
сроки их
выполнения.
Мониторинг
источников
получения информации о
результатах
деятельности 2016
Сведения об источниках, формах,
механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для
реализации программы
Источники
Исполнители
финансирования
Без
финансирования
Заведующий
30
2
3
4
5
6
7
8
ДОУ
и
педагогических
знаний
педагогами
и
родителями
Самообучение
педагогов
современным
технологиям
взаимодействия
со
взрослыми
и
детьми
(технологии проектирования,
информационные
технологии,
технология
«портфолио» и пр.)
Обеспечение
доступа
педагогическим работникам к
электронным
образовательным ресурсам.
Пополнение методического
фонда
современными
информационными
цифровыми ресурсами
Расширение
области
информирования
общественности о работе
ДОУ посредством СМИ,
сайтов,
информационных
стендов,
докладов,
отчетности
Своевременное размещение
на
сайтах
результатов
деятельности ДОУ
Обеспечение
публичной
отчетности ДОУ
Повышение
ИКТ
компетентности
- педагогов,
- родителей
2. Совершенствование
обеспечения
№
1
2
Мероприятия
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги,
2022-2026
Бюджетное
финансирование
Заведующий
педагоги,
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
Заведующий
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
Без
финансирования
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
2022-2026
материально-технического
Этапы, сроки
их
выполнения.
Создание
группы,
занимающейся внедрением
ИТК в образовательный
процесс
2022-2026
Обновление
ДОУ
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС 2022-2026
и
Заведующий
программного
Сведения об источниках, формах,
механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для
реализации программы
Источники
Исполнители
финансирования
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
Краевой бюджет
Заведующий
педагоги
31
3
4
5
6
№
1
2
3
4
(совершенствование
минимальной
оснащенности
учебного
процесса)
Обеспечение соответствия
материально-технической
базы реализации ООП
действующим санитарным
и
противопожарным
нормам, нормам охраны
труда работников ДОУ
Повышение квалификации
педагогов на внешних
курсах
Систематизация и хранение
исследовательских
и
проектных
работ,
сопровождение
своего
портфолио.
Организация эффективного
сетевого взаимодействия
Обеспечение
ДОУ
печатными и электронными
образовательными
ресурсами ООП
Бюджетное
финансирование
Заведующий
2022-2026
Бюджетное
финансирование
Без
финансирования
Бюджетное
финансирование
Заведующий
педагоги
Заведующий
педагоги
2022-2026
Бюджетное
финансирование
Заведующий
2022-2026
2022-2026
2022-2026
3. Сохранение, приумножение культурных и духовных ценностей народов
России, семейных традиций.
Мероприятия
Этапы, сроки
их
выполнения.
Участие
в
районных
мероприятиях,
посвященных
памятным
датам
Участие
в
районных
конкурсах творческих работ,
игровых программах
Сотрудничество
с
организациями
ежегодно
2022-2026
Участие в муниципальных,
краевых,
всероссийских
фестивалях и конкурсах
детского
прикладного
творчества,
выставке
творческих
работ
воспитанников ДОУ
Сведения об источниках, формах,
механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для
реализации программы
Источники
Исполнители
финансирования
Без
финансирования
педагоги
Без
финансирования
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
педагоги
ежегодно
2022-2026
Без
финансирования
педагоги
ежегодно
2022-2026
32
5
6
Создание ТГ, занимающейся
внедрением
модели
формирования
духовнонравственного развития и
толерантного воспитания у
дошкольников опираясь на
традициях семьи
Разработка
модели
формирования толерантного
отношения у дошкольников
на основе перспективного
планирования,
критериев
диагностики
для
определения
уровня
развития толерантности у
детей.
7 Создание
электронной
методической медиатеки по
формированию
духовнонравственного воспитания и
толерантности,
семейных
традиций
(родители,
педагоги).
8 Проведение
открытых
мероприятий
с
использованием
информационнокоммуникативных
технологий по пропаганде
семейных
традиций
и
духовно-нравственного
воспитания
9 Привлечение потенциально
заинтересованных
партнеров
(библиотека,
школа, приход)
10 Обобщение
и
распространение
опыта
педагогов по сохранению,
приумножению культурных
и
духовных
ценностей
народов России, семейных
традиций
в
условиях
дошкольного
учреждения
(методические
рекомендации из опыта
работы)
2022-2026
Без
финансирования
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
33
№
1
2
3
4
5
6
7
4. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей,
педагогов, воспитанников ответственности в виде сохранения
собственного здоровья.
Мероприятия
Разработка
и
реализация
направлений по обучению
педагогов и специалистов
сотрудничества с родителями
по
вопросам
здоровье
сбережения
Обучение педагогов новым
техникам
общения
с
родителями
Формирование
системы
использования
здоровье
сберегающих технологий в
организации
учебновоспитательного процесса
Участие в муниципальных
мероприятиях, посвященных
развитию
физической
культуры и спорта
Организация
совместного
проведения с родителями
досугов
Подбор
интересных
материалов и оформление
информационных стендов для
родителей в группах:
Внедрение активных форм
работы с семьей (мастер —
классы,
круглые
столы,
семинары-практикумы,
консультации)
Развитие
разнообразных,
эмоционально насыщенных
способов
вовлечения
родителей в жизнь детского
сада (создание условий для
продуктивного
общения
детей и родителей на основе
общего
дела:
семейные
праздники,
досуги,
совместные кружки)
Организации соревнований,
конкурсов
плакатов
по
Этапы, сроки
их
выполнения.
Сведения об источниках, формах,
механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для
реализации программы
Источники
Исполнители
финансирования
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
инструктор по
физической
культуре
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
Ежегодно
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
инструктор по
физической
культуре
Ежегодно
2022-2026
Без
финансирования
инструктор по
физической
культуре
Ежегодно
2022-2026
Без
финансирования
Педагоги
Ежегодно
2022-2026
Без
финансирования
Педагоги
Без
финансирования
Заведующий
инструктор по
физической
культуре,
воспитатели
Ежегодно
2022-2026
34
9
10
здоровому образу жизни
Пополнение
сайта
учреждения
Создание
системы
эффективного контроля за
внедрением в работу ДОУ
здоровье
сберегающих
технологий
Ежегодно
2022-2026
ежегодно
2022-2026
Заведующий
педагоги
Без
финансирования
5. Развитие системы управления ДОУ на
компетентности родителей по вопросам
дошкольным учреждением.
№
1
2
3
4
5
6
Мероприятия
Разработка системы обучения
педагогов
применению
проектного
метода
в
образовательном процессе
Создание
проекта
взаимодействия
ДОУ
и
семьи,
разработка
мероприятий в рамках этого
проекта по сопровождению и
консультированию
семей
воспитанников
Разработка
комплекта
методических материалов к
практикуму «Инновационные
формы взаимодействия с
родителями.
Совместные
проекты»
Разработка системы проектов
по всем возрастам в рамках
реализации Образовательной
программы, основываясь на
комплексно-тематическом
планировании, циклограмме
праздничных мероприятий
Практикум «Инновационные
формы взаимодействия с
родителями.
Совместные
проекты»
Презентации «Особая форма
взаимодействия педагогов и
специалистов в реализации
проектов»
Этапы,
сроки их
выполнения.
2022-2026
Заведующий
основе повышения
взаимодействия с
Сведения об источниках, формах,
механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для
реализации программы
Источники
Исполнители
финансирования
Без
финансирования
Заведующий
Заведующий
педагоги
2022-2026
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
2022-2026
Без
финансирования
Заведующий
педагоги
35
Ожидаемые результаты:
повышение компетентности педагогов в области применения
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
создание базы методических разработок с использованием ИКТ для
развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ;
укрепление здоровья детей, развитие потребности ЗОЖ;
доступность системы дополнительного образования;
сформировать качественные ключевые компетенции, способствующие
успешному обучению ребёнка в школе;
создание системы управления учреждением, способной повысить
качество образования дошкольников, расширить долю внебюджетного
финансирования;
повышение педагогической культуры родителей;
повышение уровня материально-технической оснащенности учреждения.
.